Крис Вреттос, эксперт в REScoop.eu , Electra Energy (Греция) и Европейская неделя устойчивой энергетики (EUSEW) «Молодой посол энергетики» рассказывает о том, как энергетические сообщества способствуют переходу к «зеленой» экономике, борясь с энергетической бедностью, активизируя меры по борьбе с изменением климата и обеспечивая общие выгоды для всех граждан.
Участие граждан в процессе перехода к энергетике приобретает все большую популярность в качестве меры по борьбе с энергетической бедностью, содействию борьбе с изменением климата, укреплению экономической конкурентоспособности малых и средних предприятий и увеличению доходов домохозяйств. В своих посланиях-миссиях президент Комиссии призвала к расширению прямой демократии и внедрению специального энергетического пакета для граждан.
В течение следующего законодательного собрания потребуется дальнейшая политическая, нормативная и финансовая поддержка для включения мер энергетической демократии во все основные документы политики, а также в переговоры по следующему бюджету ЕС.
«Зеленый свет» или заставить загрязнителей платить?
Крупные геополитические конфликты, рост стоимости жизни, кризис цен на жилье и энергоносители, отступление от демократии: многочисленные приоритеты борются за место в основном политическом дискурсе.
Это, возможно, лишило «охрану окружающей среды» статуса одного из трех главных приоритетов для европейцев, что привело к спекуляциям политических аналитиков о всеобщей «зеленой волне»1.
Загляните глубже в суть повествования, и станет очевидно, что под сомнение ставится не политика в области климата, а ее последствия для распределения.
Поддержка гражданами экологических инициатив остается неизменной, сравнимой с рекордными показателями 2019 года. Однако настоящим камнем преткновения является то, кто несет расходы по переходу. Подавляющее большинство граждан Европы (92%) согласны с тем, что “компании должны оплачивать расходы по очистке окружающей среды”.
С завершением реализации пакета Fitfor55 перед нами встанет грандиозная задача: необходимо будет отремонтировать миллионы негерметичных домов, заменить газовые котлы, проложить линии общественного транспорта и выделить землю для проектов по использованию возобновляемых источников энергии.
Амбициозный комплекс мер по борьбе с изменением климата, согласованный на 1,5°C, сделает нас здоровее, принесет экономике ЕС выгоды в размере до 1 трлн евро к 2030 году, сократит зависимость и повысит конкурентоспособность.
Однако ключевым решающим элементом этой масштабной социальной трансформации станет равное распределение затрат и выгод.
Энергетические сообщества: правильный масштаб и идея
Энергетические сообщества могут помочь обеспечить более равномерное распределение затрат и выгод при переходе к энергетике. К 2050 году каждый второй европеец мог бы самостоятельно производить электроэнергию, покрывая 50% потребностей ЕС.
При реформировании структуры рынка электроэнергии Комиссия признает, что совместное использование энергии на местном уровне, в том числе энергетическими сообществами, может выступать в качестве ключевого механизма стабилизации цен.
Исходя из этого, Дэну Йоргенсену – следующему назначенному комиссару по энергетике и жилищному строительству — было поручено разработать специальный энергетический пакет для граждан.
Поскольку переход к «зеленой» экономике начинает оказывать существенное влияние на жизнь людей (от сокращения потребления мяса до ремонта дома), социальный диалог приобретает важное значение.
Вот почему пересмотренные Энергетические характеристики зданий и Директивы по энергоэффективности подчеркивают роль энергетических сообществ в оказании помощи домовладельцам в проведении зачастую сложных и бюрократических мероприятий по энергосбережению.
Местные/региональные центры «одного окна», управляемые общественными организациями, включая энергетические сообщества, могут централизовать информацию в рамках доступного и равноправного подхода, способствующего укреплению доверия. Примеры EcoVision в Ирландии и La Palma Renovable в Испании обеспечивают такую основу.
Распространение системы торговли квотами на выбросы на здания и транспортный сектор является еще одним ключевым направлением политики, регрессивные последствия которой могут нанести ущерб наиболее уязвимым слоям населения.
Ключевое значение будет иметь эффективная реализация Национальных планов по улучшению социального климата: необходимо мобилизовать местных участников, включая энергетические сообщества, для оказания помощи в выявлении и наращивании потенциала лиц, сталкивающихся с энергетической и транспортной бедностью.
Разработка крупномасштабных проектов со справедливым распределением выгод.
Помимо своих прочных связей с социальной экономикой, энергетические сообщества могут внести весомый вклад в дискуссию об индустриализации, и их послужной список подтверждает это: они помогают реализовывать крупные проекты, такие как морские ветряные парки, крупные сети централизованного теплоснабжения и охлаждения, а также заводы по производству электровелосипедов.
Объединяя ресурсы тысяч граждан, они могут мобилизовать значительные инвестиции, и последним примером является кредит на рефинансирование в размере 5 млн фунтов стерлингов, предоставленный британскому энергетическому проекту через европейское кооперативное общество REScoop MECISE.
Энергетические сообщества, естественно, способствуют социальному диалогу и совместному использованию выгод, объединяя членов местного сообщества для совместной разработки проекта.
Такой подход может помочь гарантировать, что эти крупные проекты по возобновляемым источникам энергии не будут втянуты в бесконечные юридические споры из-за местного сопротивления, что в конечном итоге ускорит получение разрешений.
Вот почему государствам-членам следует, согласно рекомендациям Комиссии, учитывать роль энергетических сообществ при определении областей ускорения использования возобновляемых источников энергии.
И наконец, поскольку политики готовятся к следующим переговорам по бюджету ЕС, следует изучить возможность создания Европейского инвестиционного фонда для энергетических сообществ.
При поддержке Европейского инвестиционного банка Фонд может мобилизовать национальных посредников для распределения кредитов на крупномасштабные энергетические проекты сообщества в 27 странах ЕС.
Энергетические сообщества могут активно способствовать реализации амбиций ЕС в области зеленой индустриализации, обеспечивая при этом равное распределение выгод от перехода к энергетике среди всех граждан.
Потребуется политическая поддержка, и именно поэтому соглашение о чистой промышленности должно создать условия для участия граждан, в том числе посредством специальных стимулов (например, предоставление местным сообществам доступа к проектам в области ветроэнергетики), чтобы обеспечить согласованную политическую основу с Гражданским энергетическим пакетом.
Эта редакционная статья подготовлена в сотрудничестве с Европейской неделей устойчивой энергетики 2025 года. Смотрите ec.europa.eu/eusew список открытых вакансий.
Рекомендуемые ссылки
- REScoop.eu приоритеты новой Комиссии
- Энергетические сообщества в пересмотренных директивах Fitfor55
- Как эффективно мобилизовать средства ЕС (в том числе из Фонда восстановления) для оказания помощи энергетическим сообществам
Об авторе
Крис Вреттос работает на REScoop.eu, Европейскую федерацию энергетических кооперативов и Electra Energy (Греция). Обе организации содействуют активному вовлечению граждан в производство энергии из возобновляемых источников в Европе. Он работал ассистентом в нескольких исследовательских программах по таким темам, как «Зеленое соглашение» ЕС и «Экологический рост». Он интересуется международной политикой в области климата и журналистикой и неоднократно посещал конференции РКИК ООН.
+ There are no comments
Add yours