Столкнувшись с неотложной проблемой изменения климата, Аргентине необходимо преобразовать свою энергетическую матрицу для использования возобновляемых источников. Энергетический переход (ET), ориентированный на внедрение чистой энергии, может открыть дверь к разрыву с экономической моделью, зависящей от ископаемого топлива и экспорта сырья. Эта трансформация — это не просто экологическая проблема, а возможность снизить структурную уязвимость и построить более диверсифицированную и устойчивую экономику. Остается вопрос, сможет ли Аргентина совершить этот сдвиг, не повторяя циклы зависимости и экономической нестабильности, которые характеризовали ее недавнюю историю. София Кроксатто сообщает.
Текущее состояние энергетической матрицы и нормативной базы для возобновляемых источников энергии
В энергетической матрице Аргентины по-прежнему преобладает ископаемое топливо, на долю которого приходится примерно 88% ее энергопотребления (Lallana et al., 2021). Несмотря на достижения последних лет, такие как программа RenovAr 2016 года, страна по-прежнему сталкивается с трудностями в развитии сектора возобновляемой энергетики, способного конкурировать в матрице, структурно зависящей от природного газа и нефти (Barrera, Sabbatella & Serrani, 2022). В этом контексте Закон о возобновляемых источниках энергии (27.191) поставил амбициозную цель: к 2025 году 20% электроэнергии должно поступать из возобновляемых источников (IEA, 2023). Это обязательство является частью более широкой стратегии, которая включает в себя как национальные климатические обязательства, так и переход к низкоуглеродной экономике в соответствии с Парижским соглашением.
Обязательства Аргентины в отношении ее определяемых на национальном уровне взносов (НДО) служат дорожной картой для сокращения выбросов и продвижения энергетического перехода. В пересмотренном НДЦ страна взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 27,7% к 2030 году по сравнению с уровнем 2007 года (Recalde, 2017). Это обещание предполагает не только включение возобновляемых источников энергии в матрицу, но также сокращение субсидий на ископаемое топливо и реализацию политики энергоэффективности для снижения спроса на традиционную энергию.
Что касается сценариев, Аргентина поставила долгосрочные цели на 2050 год, предполагая постепенную трансформацию своей энергетической матрицы в сторону возобновляемых источников. Эти сценарии, включенные в ‘Energy Scenario 2030-2050’ Министерства энергетики, предполагают, что страна достигнет как минимум 50% производства возобновляемой энергии к 2050 году, интегрируя такие источники, как ветер, солнечная энергия, гидроэлектроэнергия и биомасса (IEA, 2023). Такой подход признает потенциал Аргентины в области развития экологически чистой энергетики, особенно в районах с высокой ветровой и солнечной мощностью. Однако достижение этих целей требует преодоления существующих барьеров в области инфраструктуры, финансирования и регулирования.
По мере приближения крайнего срока достижения цели Закона о возобновляемых источниках энергии к 2025 году необходимость обновления этого законодательства становится все более очевидной. Пересмотр закона мог бы адаптироваться к новым реалиям и вызовам глобального энергетического перехода, одновременно продвигая политику, которая делает возобновляемые источники энергии центральными в стратегии декарбонизации страны. Это обновление представляет собой важнейшую возможность привести энергетическую политику в соответствие с климатическими обязательствами Аргентины, обеспечивая более уверенный прогресс в направлении энергетической матрицы, менее зависимой от ископаемого топлива и более устойчивой к экономическим и экологическим последствиям изменения климата.
Возможности и проблемы возобновляемой энергетики
Аргентина стоит перед значительным ‘зеленым окном возможностей’ (GWO) (Lebdioui, 2024), моментом, когда ее богатые возобновляемые ресурсы могут послужить основой для новой модели развития. География страны предлагает уникальный потенциал для ветрогенерации в Патагонии и солнечной энергетики на севере, а также наличие одного из крупнейших в мире запасов лития в Литиевом треугольнике, необходимого для технологий хранения энергии (Fundar, 2021). Используя эти ресурсы, Аргентина могла бы не только уменьшить свою зависимость от ископаемого топлива, но и способствовать росту промышленной экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии. Этот подход, как предложил Лебдиуи (2024), выходит за рамки производства чистой энергии и включает создание качественных рабочих мест, сокращение регионального неравенства и продвижение конкурентоспособной национальной промышленности в дорогостоящих секторах.
Чтобы полностью реализовать этот потенциал, необходимо построить политику «зеленой» промышленности, которая не только стимулирует производство чистой энергии, но и способствует диверсификации ее производственной матрицы и созданию рабочих мест в стратегических секторах. Расширение возобновляемых источников энергии представляет собой возможность повысить экономическую устойчивость и улучшить качество жизни, особенно в маргинализированных сообществах, сталкивающихся с высокими затратами на энергию или ограниченным доступом к надежным источникам энергии (IEA, 2020).
Переход к возобновляемым источникам энергии в Аргентине сталкивается с серьезными проблемами, начиная с сохранения субсидий на ископаемое топливо. Эти субсидии, призванные сделать энергию более доступной в краткосрочной перспективе, отвлекают финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на развитие инфраструктуры чистой энергии (Barrera, Sabbatella & Serrani, 2022). Хотя газ и нефть остаются необходимыми источниками дохода в краткосрочной перспективе, отсутствие четкой стратегии постепенного снижения этой зависимости ограничивает возможности структурных изменений в сторону более чистой энергетической матрицы.
Еще одной важной проблемой является инфраструктура передачи и распределения. Без адекватных инвестиций в сети электропередачи возобновляемые генерирующие мощности Аргентины не могут быть полностью интегрированы в национальную электроэнергетическую систему. Отсутствие планирования и модернизированной инфраструктуры препятствует распределению энергии, производимой из возобновляемых источников, а создание надежной сети имеет важное значение для максимизации потенциала чистой энергии по всей стране (Barrera, Sabbatella & Serrani, 2022). Эти задачи требуют долгосрочного подхода и значительных инвестиций в инфраструктуру, обеспечивающих не только жизнеспособность возобновляемых источников энергии, но и их доступность для всех регионов страны (Roger y Arroyo, 2023).
Для того чтобы Аргентина могла устойчиво продвигаться к матрице, основанной на возобновляемых источниках энергии, важно построить широкий и устойчивый социальный консенсус, который позволит справедливо распределить выгоды от этих изменений. Переход на возобновляемые источники энергии следует понимать не только как экологическую цель, но и как средство улучшения качества жизни и сокращения энергетического неравенства по всей стране. Этот процесс должен быть разработан таким образом, чтобы затраты не ложились непропорционально на наиболее уязвимые сектора, избегая увеличения существующего неравенства. Путь к матрице чистой энергии требует инклюзивной и целенаправленной политики, способной развеять предполагаемую непомерно высокую стоимость возобновляемых источников энергии и продемонстрировать, что справедливая энергетическая политика имеет важное значение для экономического и социального развития (Sabbatella, 2022).
+ There are no comments
Add yours