ЕС обсуждает создание независимых операторов для ускорения энергоперехода



В Европейском союзе активно обсуждается необходимость реформы управления энергетическими системами. Столкнувшись с огромными затратами на реализацию климатических целей, политики взвешивают риски – политические издержки от сложных институциональных реформ против колоссального ущерба от бездействия и провала «зеленого» курса.

Существующие операторы энергосистем сталкиваются с беспрецедентной задачей по быстрой трансформации всей инфраструктуры, и не всегда справляются с ней эффективно. В этих условиях все больше внимания привлекает опыт Великобритании, которая уже пошла по пути реформ, создав независимого оператора и планировщика энергосистемы – NESO. Такое решение было продиктовано опасениями по поводу конфликтов интересов, необходимостью объединить управление рынками электричества и газа, а также стремлением правительства получать качественную и независимую аналитику для принятия стратегических решений.

Сейчас эффективность этого подхода проходит проверку на практике, поскольку правительство Великобритании поставило цель перейти к «чистой» энергосистеме к 2030 году. Ключевым инструментом для достижения этой цели становится стратегическое пространственное энергетическое планирование. Оно позволяет заблаговременно инвестировать в модернизацию сетей, основываясь на точных прогнозах расположения новых источников генерации и центров потребления. Первоначальный опыт показывает, что именно такой подход является основой успешного энергоперехода.

Этот тип планирования кардинально отличается от традиционного сценарного анализа, который используют операторы сетей по всему ЕС. Его главная задача – ускорить строительство новой сетевой инфраструктуры за счет упрощения процедур согласования и получения разрешений. Проводя комплексную оценку воздействия на окружающую среду и землепользование на стратегическом уровне, планировщики могут заранее продемонстрировать местным сообществам, что все альтернативы были изучены, а выбранные решения отвечают национальным интересам.

Невозможно построить сеть, которая бы покрывала абсолютно все возможные сценарии спроса и предложения. Поэтому пространственное планирование заставляет правительства принимать конкретные политические решения – например, сколько водорода потребуется и где его производить, или какие территории будут выделены под солнечные электростанции. Установление четких сроков для принятия таких решений является второй ключевой особенностью нового подхода.

Наконец, такой план создает платформу для скоординированных действий всех участников рынка. Энергосистема с низкими издержками возможна только в том случае, если все ее компоненты – от новых электростанций до потребителей – появятся в срок. Например, рост спроса за счет электрификации транспорта может быть необходим, чтобы избежать ограничений и потерь в выработке возобновляемой энергии. Таким образом, план обеспечивает общую сфокусированность на своевременной реализации всех элементов системы.

Ускорение строительства сетей, поддержка правительств в принятии своевременных решений и синхронизация ввода всех активов энергосистемы – вот ключевые результаты, необходимые для успешного энергоперехода. Хотя теоретически этого можно достичь и в рамках существующих институциональных структур, на практике согласование интересов, интеграция подходов и предоставление независимой технической экспертизы требуют огромных ресурсов. Создание независимых системных операторов уже сейчас может сэкономить многим странам и ЕС в целом время и деньги в долгосрочной перспективе, представляя собой смелое решение для достижения климатических целей.

Олег Зимин

«Смотреть на ветряную турбину или солнечную панель — значит видеть не просто оборудование, а символ нашего общего стремления к лучшему, чистому и яркому завтра».

Энергетика событий