
Новый премьер-министр Канады Марк Карни, известный своей приверженностью зеленой повестке, инициировал пересмотр климатической стратегии страны. Он заявил о намерении сосредоточиться на политике, которая приносит наибольший результат в условиях ограниченных ресурсов и множественных кризисов, и отверг обвинения в отказе от обязательств по защите окружающей среды. По его словам, необходимо «быть максимально эффективными в решении проблемы изменения климата, одновременно обеспечивая рост экономики».
Несмотря на репутацию и пятилетний опыт работы в качестве специального посланника ООН по климату, Карни уже отменил ряд экологических инициатив своего предшественника. Он ускорил утверждение проекта по расширению экспортного терминала сжиженного природного газа, допустил возможность строительства нового нефтепровода и не исключил отказа от планов по ограничению выбросов для нефтегазовых компаний.
Отвечая на вопросы о планах по ограничению выбросов, премьер-министр неоднократно подчеркивал, что «желаемый результат – это не политика». По его убеждению, реальное сокращение выбросов обеспечат технологии улавливания и хранения углерода (CCS). Ранее Карни заявлял, что CCS может стать частью «большой сделки» с провинцией Альберта, которая позволит ей увеличить экспорт ископаемого топлива по новому нефтепроводу.
Политический сдвиг в Канаде происходит на фоне усиления давления со стороны США, где президент Дональд Трамп назвал изменение климата «величайшей аферой». Этот внешний фактор ускоряет отступление от климатических обязательств и в других странах. Так, недавно прекратил свое существование глобальный банковский альянс, основанный при участии Карни в 2021 году, после выхода из него большинства участников, включая крупнейшие банки Канады.
Действия нового правительства вызывают серьезную обеспокоенность у экспертов. «Все указывает на то, что он удваивает ставку на ископаемое топливо, что плохо для климата и для канадской экономики», – считает политолог из Университета Торонто Джессика Грин. По ее мнению, необходимость избегать конфликтов с США была бы более убедительной, если бы она сопровождалась решительными мерами по долгосрочной декарбонизации страны.
Согласно сентябрьскому исследованию Канадского института климата, из-за ослабления федеральной и региональной климатической политики страна не сможет достичь своих целей по сокращению выбросов к 2030 году в рамках Парижского соглашения. В первые же дни своего правления Карни отменил потребительский налог на углерод и приостановил программу, обязывающую автопроизводителей довести долю электромобилей в продажах как минимум до 20% к следующему году.
Карни защищает свои решения, утверждая, что отмена крайне непопулярного налога на углерод была необходима, чтобы предотвратить приход к власти консервативного правительства, которое «отменило бы вообще всю климатическую политику». Он также добавил, что его правительство тратит почти вдвое больше на чистую энергию, чем на традиционную нефтегазовую отрасль, и борется со сжиганием метана на факелах.
Поскольку мир, по мнению премьера, все равно будет использовать нефть в 2050 году – к этому сроку Канада юридически обязана достичь углеродной нейтральности, – имеет смысл позиционировать страну как производителя нефти с наименьшим углеродным следом. На вопрос, не рискует ли он своей репутацией глобального климатического лидера, Карни ответил, что работа премьер-министра заключается не в репутации, а в действиях в наилучших интересах Канады и поиске самых эффективных путей для достижения прогресса.