В конце марта цены на «зеленые сертификаты» (GEC) в Китае, казалось, менялись ежедневно. Каждый такой сертификат удостоверяет производство одного мегаватт-часа чистой электроэнергии, и в феврале его стоимость колебалась около 1 юаня. К 24 марта цена выросла до 1,2 юаня, а три дня спустя – до 1,8 юаня. К апрелю, по данным Национального энергетического управления, средняя цена по стране достигла 2,31 юаня, показав рост на 63% по сравнению с предыдущим месяцем. Причиной такого скачка стали крупные покупатели электроэнергии из провинции Гуандун.
В конце 2024 года эта промышленно развитая провинция ввела новую политику: закупки «зеленой» электроэнергии местными компаниями теперь учитываются при оценке эффективности работы местных чиновников. Это немедленно сделало GEC обязательным атрибутом для компаний, стремящихся поддерживать хорошие отношения с властями. Шаг Гуандуна совпал с политическим сигналом центрального правительства от 6 марта текущего года. В документе, выпущенном пятью государственными ведомствами во главе с Национальной комиссией по развитию и реформам, говорится, что предприятия энергоемких отраслей будут обязаны приобретать GEC. К таким отраслям относятся черная и цветная металлургия, производство строительных материалов, нефтехимическая и химическая промышленность, а также центры обработки данных.
Сроки введения этой политики пока не определены, но к 2030 году соответствующие компании должны будут доказать, что доля возобновляемой энергии в их общем потреблении как минимум соответствует среднекитайскому уровню, который сейчас составляет около 35%. Для вновь построенных центров обработки данных в национальных вычислительных хабах целевой показатель превысит существующие 80%.
В 2023 году правительство сделало GEC основным способом подтверждения использования «зеленой» электроэнергии компаниями. Однако это оставалось добровольным, и недостаток спроса привел к тому, что цены держались на уровне 0,70-0,80 юаня, а в конце 2024 года даже упали до 0,15 юаня. Теперь же, когда центральное правительство ясно дало понять, что сертификаты перестают быть необязательными, а Гуандун начал использовать их для оценки чиновников, цены выросли, и рынок оживился. В будущем Китаю потребуется, чтобы GEC играли еще более значительную роль в экосистеме электроэнергетики.
Изначально, когда сертификаты были введены в 2017 году, их покупка была полностью добровольной. Для производителей возобновляемой энергии они должны были стать альтернативным источником дохода помимо государственных субсидий. До 2020 года в среднем ежегодно продавалось и покупалось менее 30 000 сертификатов. Ветроэнергетические компании, например, предпочитали ожидать государственных субсидий, а не продавать сертификаты слишком дешево. Для потребителей электроэнергии сертификаты казались ненужными расходами. Компании, которым требовалось подтвердить использование «зеленой» электроэнергии из-за требований покупателей или собственных добровольных обязательств, отдавали предпочтение международным сертификатам возобновляемой энергии I-REC. Рынок собственных китайских сертификатов в первые несколько лет фактически бездействовал.
Ситуация начала меняться в 2023 году. В августе того года правительство разъяснило, что GEC являются единственным признанным в Китае подтверждением производства и потребления возобновляемой электроэнергии. Примерно в течение следующего года основное внимание уделялось полному охвату – обеспечению того, чтобы вся «зеленая» электроэнергия Китая имела подтверждающий сертификат.
В 2024 году, по данным Национального энергетического управления, Китай произвел 3,46 триллиона киловатт-часов возобновляемой электроэнергии, что составило 35% от общего объема выработки. Однако количество выпущенных GEC покрыло лишь 13,7% этой «зеленой» генерации. Очевидно, некоторые компании не видели необходимости подтверждать свою экологичность. Вскоре стали очевидны проблемы со спросом и предложением. Объемы торгов GEC росли (с 1,45 миллиона в 2022 году до 57 миллионов в 2024 году), но цены падали (с 28,1 до 9,6 юаня за тот же период). В 2024 году количество проданных GEC составило лишь 8,1% от выпущенных. Значительное избыточное предложение стало результатом выжидательной позиции бизнеса.
Наблюдались и региональные дисбалансы. Сертификаты на юго-восточном побережье были значительно дороже, чем на северо-западе, поскольку экспортерам требовалось много GEC для выполнения требований европейского механизма трансграничного углеродного регулирования. В первой половине 2024 года GEC во Внутренней Монголии и Ганьсу долгое время стоил в среднем менее 3 юаней, по сравнению со средненациональным показателем в 9,6 юаня. Отчасти это проблема предложения: северные районы, такие как Внутренняя Монголия и Нинся, богатые ветром и солнцем, обладают значительными мощностями возобновляемой энергетики и множеством старых централизованных ВИЭ-станций, выпускающих GEC. Однако доставка электроэнергии с северо-запада в другие части Китая затруднена, а физическая поставка является условием выпуска GEC. Затраты на передачу ложатся на покупателя, что сокращает объемы торгов. В отличие от этого, компания China Southern Power Grid смогла увеличить поставки возобновляемой электроэнергии благодаря существующим линиям «запад-восток». В 2024 году межпровинциальные сделки там составили 30% от общего объема, что значительно больше, чем на севере. Различия в спросе, предложении и межпровинциальных связях приводят к расхождению рынков GEC на севере и юге.
Цель политики Китая ясна: превратить GEC в легко торгуемые активы, представляющие экологическую ценность, и таким образом стимулировать создание рыночной экосистемы для возобновляемой электроэнергии. Возможные препятствия были быстро устранены. Например, велись дебаты о том, должны ли экологические атрибуты «зеленой» электроэнергии торговаться на углеродных рынках или на рынках «зеленой» электроэнергии. В феврале текущего года Национальная комиссия по развитию и реформам и Национальное энергетическое управление заявили, что вся возобновляемая энергия будет торговаться на рынках электроэнергии по рыночным ценам. В марте было объявлено об обязательном приобретении GEC.
Чжан Сяобинь, исполнительный заместитель директора Шаньдунской ассоциации солнечной энергетики, называет новый подход «разумным и ожидаемым». Он отмечает, что это было предсказуемо: уже в 2024 году прошел пилотный проект, в рамках которого производители алюминия в провинциях Юньнань, Цинхай и Сычуань должны были обеспечивать 70% своего энергопотребления за счет «зеленой» электроэнергии. По его словам, направление политики было ясным последние два года, неопределенность заключалась лишь в ее охвате. Чжан также описывает эту политику как «широкомасштабную и влиятельную».
Каков же будет спрос? Исходя из данных по энергопотреблению за 2023 год, секторам черной и цветной металлургии, а также химической промышленности потребуется в общей сложности 900 миллионов GEC. Рост в этих энергоемких отраслях практически остановился, так что спрос останется стабильным. Тем временем, по прогнозам BloombergNEF, к 2035 году дата-центрам Китая потребуется около 320 миллионов GEC в год. В совокупности к 2035 году годовой спрос достигнет 1,22 миллиарда GEC, или 26% от 4,734 миллиарда, выпущенных в 2024 году. При цене от 5 до 8 юаней годовой объем продаж составит от 6,1 до 9,76 миллиарда юаней (от 848 миллионов до 1,4 миллиарда долларов США).
Другой важный вопрос – насколько широко китайские GEC будут обращаться на международных рынках. В 2024 году Китай стал крупнейшим в мире рынком сертификатов на возобновляемую энергию, объем торгов составил 446 миллиардов киловатт-часов. Рост китайских GEC несомненно изменит мировой рынок «зеленой» электроэнергии. Ранее китайские экспортеры были склонны покупать зарубежные сертификаты, так как зарубежные покупатели требовали от них использования «зеленой» энергии. В марте текущего года система I-REC прекратила работу на китайском рынке, и как только производители возобновляемой энергии распродадут существующие запасы сертификатов I-REC, GEC останется единственным доступным вариантом. Генераторам, покупателям и поставщикам услуг больше не придется выбирать между GEC и I-REC.
Международная торговля GEC также растет, в основном со странами ЕС, за которыми следует Юго-Восточная Азия. Соглашение между Китаем и Лаосом по железной дороге Китай-Лаос предусматривает использование исключительно возобновляемой электроэнергии для питания поездов, подтвержденное сертификатами GEC. Это стало первым случаем, когда покупка GEC была включена в требования международного инфраструктурного проекта. Китай также использует Шанхайскую организацию сотрудничества для продвижения признания GEC. Компании из России и Казахстана уже приобретали GEC за китайские юани для соблюдения требований европейского механизма трансграничного углеродного регулирования. Тем временем, Энергетическая биржа Гуанчжоу планирует создать международный механизм торговли электроэнергией, где сделки с GEC, естественно, займут значительную долю. В целом, мощный политический стимул вывел GEC из состояния затишья конца 2024 года.
В перспективе, вероятно, цены на GEC, быстро выросшие, могут испытать нестабильность в кратко- и среднесрочном периоде. Цены на GEC выпуска 2024 года и новые сертификаты 2025 года расходятся: сертификаты действительны в течение двух лет с момента производства электроэнергии, поэтому срок действия более раннего выпуска истечет в конце текущего года, и цены могут упасть, поскольку держатели будут пытаться избавиться от запасов. Кроме того, конкретные детали требований к использованию GEC и межпровинциальных распределений еще не появились, поэтому рынок ожидает дальнейшего развития событий. Эксперты прогнозируют, что после полноценного запуска обязательной покупки GEC спрос и предложение на рынке выровняются к 2027 году, что приведет к стабилизации цен. Как только прояснятся вопросы ценообразования, международного признания и обращения, внимание сместится на производные финансовые инструменты на базе GEC. Последующие вызовы будут связаны с темпами выпуска GEC и передовыми технологиями, которые могут оказать значительное влияние на будущий рынок «зеленой» электроэнергии. К ним относятся совместимость блокчейн-систем, управление данными, риски производных продуктов, а также стандартизация и внедрение новых моделей, таких как «виртуальные электростанции», использующие программное обеспечение для управления малыми источниками энергии (солнечными панелями, батареями или электромобилями) как единым целым.
+ There are no comments
Add yours