Что лейбористы сделали в области зеленой энергетики — и что они могли бы сделать дальше

Правительству Великобритании предстоят трудные решения, поскольку оно попытается декарбонизировать производство электроэнергии к 2030 году. Было принято несколько ключевых решений, но многое остается неизвестным, особенно по реформе рынка электроэнергии и деталям сотрудничества с ЕС. Рассказывает Рос Тейлор.

В конце сентября 2024 года в Великобритании остановилась последняя угольная электростанция. Для страны, которая когда-то полагалась на уголь, это был глубоко символический момент — и достижение, за которое предыдущее консервативное правительство может претендовать.

Но лейбористское правительство изменило направление политики, взяв на себя обязательство декарбонизировать почти все производство электроэнергии к 2030 году. Уже сделано несколько весьма существенных шагов. Что было сделано и какие решения наиболее срочны, ожидая нового министра энергетики Эда Милибэнда?

Что сделано до сих пор

  • Законопроект о создании Great British Energy (GBE), государственной зеленой энергетической компании, которая будет развивать и инвестировать в проекты возобновляемой энергетики. GBE также имеет мандат на поощрение ядерных (см. ниже) и местных энергетических проектов. Он будет сотрудничать с Crown Estate, которая управляет большими участками земли и морского дна для королевской семьи и должна привлекать все больше и быстрее инвестиций в морскую ветроэнергетику. Штаб-квартира будет находиться в Абердине, чтобы обеспечить справедливый переход от тамошней нефтегазовой отрасли. Критики говорят, что £8,3 млрд, выделенных для GBE, недостаточно, чтобы изменить ситуацию, и мало доказательств того, что это приведет к сокращению счетов за электроэнергию.
  • Инвестиции в улавливание и хранение углерода (CCUS). Обещано долгосрочное финансирование для двух новых участков улавливания углерода в Мерсисайде и Тиссайде, водородных проектов с поддержкой CCUS и хранения в Северном море. Партия зеленых выступает против этого, осуждая ‘£22bn bung’, который позволит промышленности ископаемого топлива продолжать выбросы углерода.
  • Успешные морские ветровые аукционы, ведущие к 10 новым проектам. Они застопорились, потому что потолок цен был слишком низким.
  • Создание NESO. Национальный оператор энергетической системы отделился от Национальной сети. Его первая задача — разработать дорожную карту, определяющую шаги, которые необходимо предпринять для достижения чистой энергии, включая изменения в правилах регулирования и планирования. Потенциально это могло бы дать центральному правительству больше полномочий для отклонения возражений совета против проектов электроэнергетической инфраструктуры и возобновляемых источников энергии и предложить им новые стимулы для принятия развития.
  • Утверждение трех крупных новых солнечных ферм и создание солнечной оперативной группы.
  • Правительство не будет выступать против судебных исков в отношении новых нефтегазовых месторождений Rosebank и Jackdaw. При Риши Сунаке они ранее были одобрены. Это фактически остановило новую разведку ископаемого топлива и проекты в Северном море.
  • Планирует заставить социальных и частных арендодателей сделать свою недвижимость более энергоэффективной к 2030 году. В плохо регулируемом секторе — недавно было обнаружено, что член парламента от лейбористской партии сдает в аренду заплесневелые и кишащие грызунами квартиры — это будет непопулярно и сложно обеспечить соблюдение требований, особенно если по-прежнему будет нехватка квалифицированной рабочей силы для установки изоляции, солнечных панелей и тепловые насосы.

Следующие вызовы

  • Перезагрузка ЕС. Подробностей мало, но энергетическое сотрудничество является одной из амбиций ‘reset’ в отношениях с ЕС и может сэкономить клиентам деньги. Было бы разумно сначала действовать в соответствии с обязательствами и чаяниями первоначального соглашения о Брексите, включая повышение эффективности торговли энергией и объединение схем торговли выбросами Великобритании и ЕС. Существует также потенциал для сотрудничества в области цепочек поставок полезных ископаемых и зеленых технологий, но пока нет форума для этого.
  • Может ли Британия вернуться к Энергетическому сотрудничеству Северных морей, которое она покинула после Брексита, чтобы добиться прогресса в области морской ветроэнергетики, CCUS и возобновляемого водорода?
  • Необходимо больше энергетической инфраструктуры, особенно межсетевых соединений. Правительство должно решить, где они будут, и если и как компенсировать людям, чьи взгляды и сельский мир затронуты.
  • Солнечный мандат. Европейский парламент принял закон о солнечных батареях в новостройках. Будет ли Великобритания делать то же самое в рамках стандарта Future Homes Standard на 2025 год? Нехватка навыков — это проблема.
  • Тепловые насосы. Существующий грант на установку теплового насоса довольно щедрый (£7 500 на объект), но освоение средств было низким, и монтажники недовольны доступным в настоящее время обучением. Дезинформация СМИ — еще одно препятствие. Учитывая эти проблемы и трудности, с которыми столкнулись европейские правительства, маловероятно, что правительство готово остановить установку новых газовых котлов.
  • Использование Великой британской схемы изоляции, запущенной в 2023 году, было очень низким, несмотря на высокие счета за топливо из-за энергетического кризиса. Что могло бы убедить общественность изолировать свои дома?
  • Домашняя энергетическая модель. Существующая система оценки энергоэффективности должна быть заменена моделью домашней энергетики в 2025 году, которая призвана включать меры по обеспечению гибкости энергетики. Это окажет важное влияние на рейтинг EPC и, следовательно, на любые новые требования к новостройкам и арендодателям.
  • Сетевой аккумулятор. На данный момент производителям возобновляемых источников энергии иногда платят за производство меньшего количества энергии, чем они могли бы, чтобы избежать перегрузки сети. Для управления питанием необходимы дополнительные аккумуляторные энергетические системы. Препятствия включают закупку лития, разрешение на строительство, производственные мощности и риск пожара.
  • Зональная зарядка энергии. Предыдущее правительство предлагало создать семь зон оптового рынка электроэнергии, где цены на энергоносители отражают количество вырабатываемой электроэнергии (например, Шотландия с ее обильными ветроэнергетическими проектами сможет предлагать более дешевую энергию). Сторонники этой схемы говорят, что она будет стимулировать переезд инфраструктуры и производства в районы с дешевой энергией. Оппоненты утверждают, что это увеличит счета для людей в местах, где не может разместиться больше возобновляемых источников энергии.
  • Окончательное инвестиционное решение по ядерному реактору Сайзуэлл С, который изо всех сил пытается привлечь частное финансирование. Правительству также необходимо выбрать участников торгов на строительство двух запланированных малых модульных реакторов. Но ни один из них не будет введен в эксплуатацию к 2030 году, крайнему сроку декарбонизации производства электроэнергии.
  • Электромобили. В речи короля не упоминалось о расширении зарядной сети и расширении отечественного производства аккумуляторов, хотя ранее он одобрил эти планы. Продажи электромобилей (EV) продолжают расти, несмотря на негативное освещение в прессе и отсрочку первоначальной цели по поэтапному отказу от бензиновых и дизельных автомобилей. Великобритании также необходимо решить, стоит ли зеркально отражать правила происхождения электромобилей ЕС, чтобы избежать тарифов.
  • Консервативное правительство исключило возможность отделения высоких цен на электроэнергию электростанций, работающих на ископаемом газе, от оптового рынка электроэнергии. Лейбористам придется завершить Обзор механизмов рынка электроэнергии (REMA), потенциально далеко идущую реформу правил рынка электроэнергии, чтобы облегчить гибкость спроса и интеграцию сетей возобновляемых источников энергии.

Лейбористская партия недавно отменила выплату £200 зимнего топлива для всех пенсионеров, кроме самых бедных. Последующий фурор показывает, насколько чреваты решения по ценообразованию на энергоносители. Сложные решения ждут правительство — даже если некоторые из наиболее важных должны быть относительно бесспорными.

Взгляды и мнения в этой статье не обязательно отражают взгляды и мнения Фонда Генриха-Бёля Европейского Союза.

© «Альтернативный ток», перевод на русский язык

В контексте событий

+ There are no comments

Add yours