
Компания Ford Motor Co. объявила о сокращении своих планов по производству электромобилей, но одновременно сделала крупную ставку на новое направление бизнеса – выпуск аккумуляторов для систем накопления энергии.
Этот стратегический поворот стал возможен благодаря доступу Ford к китайским технологиям. Еще в 2023 году, стремясь углубить свое участие в аккумуляторном бизнесе, компания заключила сделку с китайским гигантом Contemporary Amperex Technology Co. Ltd. (CATL) на лицензирование ее литий-железо-фосфатных (LFP) технологий. Теперь это же соглашение будет использовано для производства более крупных батарей для стационарных хранилищ. «Учитывая, что у нас уже была лицензия на производство этой технологии в США, и соединив это с нашим более чем столетним опытом в крупномасштабном производстве, для нас это стало естественным смежным направлением», – заявила вице-президент Ford Лиза Дрейк.
Этот шаг отражает общую тенденцию среди производителей аккумуляторов в Северной Америке, которые переключаются с продукции для электромобилей на решения для энергосетей и центров обработки данных. Экономика производства электрокаров стала менее привлекательной, в то время как спрос на электроэнергию в США, по прогнозам BloombergNEF, к 2030 году вырастет на 12%, причем более трети этого роста обеспечат именно дата-центры.
Выход Ford на рынок больших батарей – это не только дебют для американского автопроизводителя, но и своего рода эксперимент, определяющий, насколько китайские технологии могут быть интегрированы в промышленную политику США. Благодаря партнерству с CATL, Ford рассчитывает получить ценные федеральные налоговые льготы, используя при этом китайские инновации – задача, которая стала значительно сложнее на фоне политической напряженности.
Американский рынок давно привлекает ведущих китайских производителей аккумуляторов, но он остается для них «политическим минным полем». После многолетних протестов на местах и обеспокоенности законодателей вопросами национальной безопасности, дочерняя компания китайской Gotion осенью отказалась от планов строительства завода в Мичигане. Несколькими месяцами ранее китайская Automotive Energy Supply Corp. приостановила строительство завода в Кентукки. Ford также столкнулся с противодействием: губернатор Вирджинии отклонил планы строительства завода с технологией CATL в своем штате, однако предприятие в Мичигане продолжает строиться и должно открыться в следующем году.
Перед официальным объявлением Ford провел консультации в Вашингтоне. По словам источника, знакомого с ситуацией, компания почувствовала себя уверенно, поскольку импортные китайские батареи уже широко используются для хранения энергии в США, а сам проект соответствует целям администрации по снижению зависимости от ключевых китайских компонентов. «Учитывая текущие потребности американских производителей энергии, кажется очевидной необходимостью поддержать усилия по производству батарей в Америке вместо того, чтобы импортировать их из Китая», – говорится в заявлении компании.
Ford также изучил мнение потенциальных клиентов и получил однозначное подтверждение рыночного спроса. Изначально партнерство с CATL было заключено потому, что LFP-батареи являются недорогой альтернативой традиционным аккумуляторам для электромобилей, что помогает решить одну из главных проблем для покупателей – высокую цену. Как оказалось, LFP-элементы также являются основной технологией на растущем рынке систем накопления энергии.
Несмотря на сокращение многих субсидий на чистую энергию, налоговые льготы для производства аккумуляторов были сохранены. Однако для их получения компании должны соблюдать ограничения на использование китайских технологий, в том числе через лицензионные соглашения. Ключевым моментом для Ford является то, что это ограничение распространяется на сделки, заключенные после принятия закона, что выводит его партнерство с CATL из-под удара. «Наша бизнес-модель полностью соответствует всем юридическим требованиям и политике администрации по содействию энергетической независимости США», – заявили в Ford.
Представитель CATL подтвердил, что расширение является «частью существующего лицензионного соглашения», добавив: «Мы привержены поддержке энергетического перехода по всему миру, включая рынок США, где мы видим быстрорастущий спрос на аккумуляторные системы хранения энергии». Сделка с CATL дает Ford «своего рода редкое сравнительное преимущество», отмечает Деррик Флаколл, старший политический аналитик BloombergNEF, поскольку другие компании, заключающие подобные соглашения сейчас, могут лишиться налоговых льгот.
Некоторые эксперты утверждают, что американским властям следует поддерживать такое лицензирование, поскольку оно позволяет одновременно достичь нескольких стратегических целей: снизить зависимость от импорта и дать возможность американским компаниям сократить отставание от ведущих китайских фирм, минимизируя при этом риски для национальной безопасности. «Нужно учиться у лучших, именно так они и поступали», – говорит Бентли Аллан, политолог из Университета Джонса Хопкинса, ссылаясь на историю Китая, который активно лицензировал западные технологии.
Руководители Ford, похоже, разделяют эту философию. Генеральный директор Джим Фарли признавался, что импортировал электромобиль от китайской компании Xiaomi и не хотел с ним расставаться. А Лиза Дрейк открыто заявляла о важности CATL для аккумуляторных планов компании: «Нам, вероятно, потребовалось бы десятилетие, чтобы наверстать упущенное и разработать технологию LFP собственными силами». Конечная цель Ford – создать собственные недорогие батареи, опираясь на опыт, полученный от CATL. Однако пока неясно, поможет ли это США конкурировать со значительным технологическим превосходством Китая, ведь лицензированная технология не является самой передовой в арсенале CATL, и американским производителям придется продолжать играть в догонялки.