Развивающиеся страны обгоняют США по темпам перехода на электромобили

Согласно опубликованному сегодня новому отчету аналитического центра Ember, на мировом автомобильном рынке произошел существенный сдвиг. Развивающиеся страны начали стремительно переходить на электромобили, опережая по темпам внедрения экологически чистого транспорта традиционных лидеров, таких как США и некоторые государства Европы. Аналитики отмечают, что центр тяжести в индустрии сместился: если ранее основными драйверами роста были Китай и страны Евросоюза, то теперь лидерство перехватывают новые игроки на Глобальном Юге, которые рассматривают электрификацию как стратегическое преимущество для экономики и экологии.

В 2025 году доля электромобилей в мировых продажах новых машин превысила четверть. При этом география распространения технологии значительно расширилась. Если в 2019 году лишь четыре страны имели долю продаж электрокаров выше 10%, и все они находились в Европе, то к концу 2025 года этот рубеж преодолели уже 39 государств. Примечательно, что 12 из них расположены за пределами европейского континента. Эксперты подчеркивают, что предположение о замедлении роста рынка электромобилей вне Китая и ЕС оказалось ошибочным. Напротив, новые рынки формируют будущее глобального автопрома, а действия правительств по развитию зарядной инфраструктуры и поддержке отрасли определяют скорость этого процесса.

Особое внимание в отчете уделяется странам Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которые демонстрируют впечатляющую динамику. Вьетнам фактически удвоил долю продаж электромобилей за последний год, достигнув показателя около 40% в 2025 году. Этому способствовало развитие местного производителя VinFast, чьи аккумуляторные электромобили составили основу продаж. Вьетнам обошел по уровню проникновения электротранспорта Великобританию и Евросоюз. Таиланд также показал значительный рост, преодолев отметку в 20% продаж, хотя еще в 2019 году этот показатель составлял всего 1%. Индонезия, где доля электромобилей достигла 15%, впервые опередила по этому параметру Соединенные Штаты.

В Латинской Америке наблюдается схожая тенденция. Уругвай вышел в региональные лидеры с долей электромобилей в 27% от общих продаж, что сопоставимо с уровнем ЕС. Коста-Рика достигла показателя в 17%. Крупнейшие экономики региона – Бразилия, Мексика и Колумбия – также демонстрируют устойчивый рост, опережая Японию, где доля электромобилей стагнирует на уровне 3% последние два года. В Бразилии и Колумбии показатели приближаются к 10%. Аналитики указывают, что благодаря чистому энергобалансу Бразилии замена автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на электрический снижает спрос на ископаемое топливо на 90%.

Китай продолжает укреплять свои позиции как крупнейший мировой рынок и экспортер. В 2025 году доля продаж электромобилей внутри КНР впервые превысила 50%. Страна обеспечивает почти две трети мировых продаж электрокаров второй год подряд. При этом китайский экспорт активно переориентируется на страны, не входящие в ОЭСР. С июля 2023 года именно эти рынки обеспечили весь прирост экспорта электромобилей из Китая. Бразилия, Мексика, ОАЭ и Индонезия вошли в число главных направлений для поставок китайских машин в 2025 году.

Ряд стран внедряет радикальные меры для ускорения перехода на чистую энергию. Эфиопия с 2024 года ввела запрет на импорт автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в результате чего доля электромобилей в продажах подскочила до 60%. В Непале электрокары составили 76% продаж новых автомобилей в 2024 году. Обе страны обладают значительными гидроэнергетическими ресурсами и стремятся снизить зависимость от импорта дорогостоящего топлива. Турция также демонстрирует успехи: доля электромобилей достигла 17%, что позволило стране обогнать Бельгию и стать четвертым по величине рынком аккумуляторных электромобилей в Европе. Правительство Турции активно привлекает иностранные инвестиции, в том числе открывая новый завод BYD.

Экономическая выгода и создание рабочих мест становятся ключевыми факторами для развивающихся рынков. Индонезия временно снизила импортные пошлины для производителей, обязавшихся открыть заводы в стране к 2026 году. Вьетнамский VinFast успешно переориентировался на потребительский рынок, и три четверти его продаж в этом году пришлись на частных покупателей. Всемирный банк оценивает, что индустрия электромобилей может создать во Вьетнаме 6,5 миллионов рабочих мест к 2050 году.

На фоне бурного роста в развивающихся странах наблюдается откат назад в Северной Америке. В США администрация Трампа отменила федеральные налоговые льготы на покупку электромобилей в рамках пересмотра законодательства, что вступило в силу в октябре 2025 года. В Канаде программа финансирования стимулов iZEV исчерпала средства и была остановлена в январе 2025 года. Это привело к тому, что традиционные авторынки начали уступать инициативу новым игрокам, которые видят в электротранспорте возможность не только улучшить качество воздуха, но и сократить импорт нефти.

Эффективность электромобилей позволяет существенно снизить потребление первичной энергии. Даже в странах с высокой долей ископаемого топлива в генерации электроэнергии, таких как Индонезия, переход на электротягу сокращает спрос на топливо почти на 50% по сравнению с использованием бензиновых машин. Электромобили используют около 80% потребляемой энергии для движения, тогда как машины с ДВС теряют около 80% энергии в виде тепла.

Аналитики Ember заключают, что текущие изменения окажут глубокое влияние на будущий спрос на нефть. Ожидается, что развивающиеся рынки обеспечат большую часть продаж новых автомобилей до 2050 года. Сценарии, предполагающие сохранение высокого спроса на нефть, часто базируются на допущении, что рост продаж электромобилей за пределами Китая и Европы остановится, однако данные за 2025 год опровергают эту гипотезу. Инвестиции в инфраструктуру и политическая поддержка на ранних этапах станут решающими факторами для стран, желающих повторить успех новых лидеров электрификации.

Александр Ескендиров

«Переход к альтернативной энергетике – это смена нашей философии. Мы перестаем быть добытчиками прошлого и становимся партнерами настоящего, черпая силу не из недр земли, а из щедрости солнца и дыхания ветра».

Энергетика событий