Итоги саммита COP30: тройное финансирование и отложенный отказ от топлива



Климатический саммит COP30, впервые прошедший в амазонских лесах Бразилии, завершился принятием компромиссного соглашения. Конференция, состоявшаяся спустя десять лет после подписания Парижского соглашения, поставила новую цель – утроить финансирование на адаптацию к последствиям изменения климата и создала механизм для справедливого перехода к чистой энергии. Однако участникам не удалось договориться о дорожных картах по отказу от ископаемого топлива и прекращению вырубки лесов.

В начале саммита президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва призвал страны согласовать план постепенного отказа от ископаемого топлива. Несмотря на поддержку более чем 80 стран, это предложение не вошло в итоговый текст. Вместо этого председатель COP30 Андре Корреа ду Лагу пообещал создать такую дорожную карту в течение своего годичного президентства. «Некоторые из вас проявили большие амбиции, призывая нас делать больше для борьбы с изменением климата. Я постараюсь не разочаровать вас», – заявил он.

На фоне отсутствия консенсуса по ископаемому топливу Колумбия и Нидерланды объявили о проведении собственной Международной конференции по справедливому отказу от ископаемого топлива. Это мероприятие пройдет вне климатического процесса ООН, но призвано дополнить усилия по достижению целей Парижского соглашения.

Прогресс был достигнут в вопросах адаптации к изменению климата. На COP30 был принят первый глобальный набор из 59 индикаторов для измерения эффективности адаптационных мер. Впрочем, наблюдатели отмечают, что список согласовывался за закрытыми дверями, а некоторые ключевые показатели, например, об интеграции адаптации в государственную политику, были исключены. Ведущий переговорщик от Колумбии Даниэла Дуран назвала результат «недостаточным», а список индикаторов – «не основанным на инклюзивном решении, на рассмотрение которого было отведено недостаточно времени».

Помимо индикаторов, страны договорились утроить ежегодную поддержку развивающихся стран на цели адаптации – с 40 до 120 миллиардов долларов. Однако срок достижения этой цели был перенесен с 2030 на 2035 год, что вызвало разочарование у развивающихся государств.

Была представлена и дорожная карта по климатическому финансированию, нацеленная на привлечение 1,3 триллиона долларов в год к 2035 году из всех возможных источников, включая частный сектор и многосторонние банки. Предлагаемые меры включают международные налоги на выбросы углерода, реформу глобальной финансовой архитектуры и использование долговых свопов для климатических действий. В итоговом тексте лишь «подчеркивается настоятельная необходимость» этих шагов, что, по мнению Каролы Мехиа из сети LATINDADD, «лишь усугубляет бюрократический процесс, который за 30 лет не смог решить неотложный кризис».

Большие надежды возлагались на флагманскую инициативу бразильского председательства – фонд Tropical Forests Forever Facility, предназначенный для вознаграждения стран за сохранение лесов. Однако он не получил ожидаемой поддержки, собрав лишь 5,6 миллиарда долларов из целевых 10 миллиардов. Бразилия, Индонезия, Германия и Норвегия сделали значительные взносы, в то время как Франция выделила 500 миллионов, а Великобритания не внесла ничего. Китай предложил экспертную поддержку вместо финансовой.

Одним из главных разочарований саммита стало отсутствие упоминаний о критически важных минералах – таких как литий, кобальт и медь – в программе по справедливому переходу. Эти материалы являются основой для перехода к возобновляемым источникам энергии. Пункты о социальных и экологических рисках добычи, а также о необходимости ответственного подхода к ней были удалены из финальной версии документа.

Основным противником включения этого вопроса в повестку выступил Китай, чьи компании доминируют на мировых рынках критически важных минералов. Делегация КНР сослалась на отсутствие единого определения таких минералов и, по словам источников, была не готова к обсуждению темы, считая предложенные формулировки вредными для китайских деловых интересов.

В итоговом тексте стороны согласились, что меры по борьбе с изменением климата «не должны служить средством произвольной или неоправданной дискриминации или скрытым ограничением» в международной торговле. Это стало ответом на обеспокоенность развивающихся стран, включая Китай, Пакистан и Вьетнам, по поводу односторонних мер, таких как европейский механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM).

Ключевой победой для развивающихся стран стало создание нового Механизма справедливого перехода. Несмотря на сопротивление развитых стран, опасавшихся бюрократических сложностей, механизм был утвержден. Он призван содействовать международному сотрудничеству, технической помощи и обмену знаниями для обеспечения справедливых и инклюзивных преобразований. Тереза Андерсон из ActionAid International назвала это «огромной победой для рабочих, женщин и групп гражданского общества, которые просили о структуре, гарантирующей, что действия по климату также защищают рабочие места и улучшают жизнь людей».

Алихан Ташенов

«Переход на чистую энергию — это самый масштабный проект нашего поколения, возможность оставить после себя мир, полный света, а не тени».

Энергетика событий