Солнечный бум в Армении: как успех отрасли стал угрозой для энергосистемы

Бурное развитие солнечной энергетики в Армении, ставшее историей успеха и предметом гордости, обернулось серьезным вызовом для всей энергосистемы страны. Правительство вынуждено вводить ограничительные меры, чтобы предотвратить коллапс сети, в то время как бизнес-сообщество бьет тревогу, опасаясь за будущее отрасли. Конфликт интересов обнажил проблему, когда стремительный технологический прогресс опередил возможности устаревшей инфраструктуры.

Армения обладает выдающимся потенциалом для развития гелиоэнергетики: среднегодовой приток солнечной энергии здесь достигает 1720 кВтч/м², что сопоставимо с показателями США и превосходит многие европейские страны, включая Германию. Не имея собственных запасов ископаемого топлива и находясь в сильной зависимости от импорта энергоресурсов, страна в 2010-х годах сделала ставку на «зеленую» энергию. Революционным стал 2016 год, когда были созданы привлекательные условия для инвесторов: государство гарантировало закупку электроэнергии у солнечных станций мощностью до 1 МВт по высокому фиксированному тарифу на 20 лет, а для частных домохозяйств и предприятий ввели систему взаимозачета и налоговые льготы.

Результаты превзошли все ожидания. На сегодняшний день в Армении действует около 39 тысяч автономных станций общей мощностью 510 МВт, что превышает установленную мощность модернизированного энергоблока Армянской АЭС. Вместе с 84 промышленными станциями общая мощность солнечной генерации уже приблизилась к 900 МВт и в ближайшее время может превысить 1100 МВт. Доля солнечной энергии в общем объеме производства уже достигла 11% в первом квартале 2025 года, а в отдельные весенние месяцы превышала 20%, что значительно опережает правительственный план в 15% к 2030 году.

Однако этот впечатляющий рост породил системный кризис. Энергосистема Армении, не обладающая крупными промышленными аккумуляторами для хранения энергии, оказалась неспособна «поглотить» весь объем электричества, вырабатываемого в пиковые дневные часы. Летом, когда потребление составляет около 650 МВт, солнечные станции генерируют до 780 МВт. Этот избыток некуда девать, поскольку экспортные возможности в Иран ограничены пропускной способностью существующих ЛЭП. В результате диспетчерам приходится принимать экстренные и рискованные меры: разгружать атомную и тепловые электростанции ниже технически допустимого минимума. В апреле даже пришлось отключать один из генераторов АЭС, чтобы сбалансировать систему. Подобные манипуляции ведут к преждевременному износу оборудования традиционной генерации, повышают себестоимость электроэнергии и создают угрозу для стабильности всей сети.

В ответ на нарастающую проблему Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) инициировала ряд непопулярных мер. Для новых промышленных станций введено правило, позволяющее отключать их от сети до 2200 часов в год. Теперь на повестке дня пересмотр условий для частных станций: предлагается сократить период взаимозачета излишков энергии с годового до ежемесячного или даже ежечасного. Кроме того, планируется прекращение программы субсидирования кредитов на установку солнечных панелей, которая была одним из драйверов роста.

Представители бизнеса, вложившие в отрасль с 2016 года около 500 миллионов долларов и создавшие более 3 тысяч рабочих мест, считают такие шаги губительными. По их мнению, это приведет к падению инвестиционной привлекательности, замедлению развития регионов, где солнечная энергетика стала важным подспорьем для фермеров и малых предприятий. Армения рискует потерять шанс стать региональным хабом «зеленой» энергии и вновь усилит свою зависимость от импортных энергоресурсов, что напрямую затрагивает вопросы национальной безопасности.

Эксперты признают объективность проблемы, но призывают власти не рубить с плеча, а искать комплексные решения. Вместо полного отказа от работающих программ господдержки предлагается их модернизировать. Ключевым решением видится ускоренное внедрение систем накопления энергии. Если раньше промышленные аккумуляторы были слишком дороги, то сегодня их стоимость значительно снизилась. Государство могло бы стимулировать их установку через льготы или программы государственно-частного партнерства. Другие предложения включают изменение тарифной политики, чтобы мотивировать потребителей переносить энергоемкие процессы, такие как стирка или зарядка электромобилей, на дневные часы. Важнейшей задачей остается завершение строительства новой ЛЭП в Иран, которая увеличит экспортные мощности почти в четыре раза.

Председатель КРОУ Месроп Месропян заверяет, что диалог с бизнесом открыт. Власти готовы обсуждать субсидирование станций, оборудованных аккумуляторами, и пересмотр тарифной сетки. Однако он подчеркивает, что это долгосрочные решения, а действовать нужно уже сейчас, чтобы избежать системного сбоя осенью, когда потребление энергии снизится, а новые солнечные станции будут введены в строй. По его словам, предлагаемые ограничения — это вынужденная и временная мера. Для тех, кто уже взял кредиты, будет установлен переходный период. Цель государства — не «истребить» успешный бизнес, а обеспечить стабильность всей энергетической системы страны.

Олег Зимин

«Смотреть на ветряную турбину или солнечную панель — значит видеть не просто оборудование, а символ нашего общего стремления к лучшему, чистому и яркому завтра».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours