Дорожные транспортные средства Индонезии уже работают на биодизельном топливе B30, 30% которого получено из пальмового масла (Изображение: Wahyudi /China Dialogue)
Индонезия стремится увеличить использование биодизельных смесей в качестве возобновляемого и альтернативного топлива, но критики говорят, что это может подорвать климатические цели страны.
В августе 2023 года страна запустила биодизельное топливо, смешанное с содержанием пальмового масла 35%, топливную смесь, известную как B35, и ее правительство недавно подтвердило планы по введению обязательного использования B40 –, увеличив содержание пальмового масла до 40% – к январю.
Биодизель — это возобновляемое топливо, изготовленное из растительных масел или биомассы, такой как водоросли и отходы животноводства. Его смешивают с дизельным топливом для использования в транспортных средствах, а в Индонезии в смесях используется пальмовое масло.
Участники кампании и эксперты теперь предупреждают, что запланированное увеличение содержания пальмового масла в топливном балансе приведет к расширению плантаций и, следовательно, к еще большей вырубке лесов.
Больше пальмового масла — больше просек
Министр-координатор Индонезии по экономическим вопросам Эйрлангга Хартарто сообщил СМИ в сентябре, что правительство сэкономило 404,32 триллиона индонезийских рупий в период с 2018 по 2022 год, поскольку обязательное использование биодизеля уменьшило объем необходимого импорта дизельного топлива.
Но по мере роста обязательной биодизельной смеси растет и внутренний спрос на сырое пальмовое масло (CPO), говорят эксперты и участники кампании. Этому будет способствовать и амбициозное стремление недавно вступившего в должность президента Прабово Субианто в конечном итоге внедрить B100, или 100% сырое пальмовое масло, в рамках шага, призванного отвлечь страну от зависимости от импортного дизельного топлива и привести Индонезию к энергетической самодостаточности.
По данным Индонезийской ассоциации предпринимателей пальмового масла (GAPKI), в 2023 году Индонезия произвела 50 миллионов тонн CPO, что на 7% больше, чем в предыдущем году. Страна является крупнейшим в мире производителем CPO, а Airlangga объявила, что в том же году на ее долю пришлось 54% мирового экспорта.
По данным MapBiomas, за последние два десятилетия в стране произошло увеличение на 145% земель, используемых под плантации пальмового масла, с 7,2 миллиона гектаров в 2000 году до 17,7 миллиона гектаров в 2022 году.
“Данные [MapBiomas] показывают, что в течение последних двух десятилетий правительство Индонезии всегда использовало традиционную стратегию для удовлетворения растущего спроса на пальмовое масло –, то есть для расширения плантаций масличных пальм,” сказал Икбал Даманик, участник лесной кампании Greenpeace Indonesia.
В отчете Greenpeace Indonesia, Satya Bumi, Traction Energy Asia и Индонезийского союза фермеров, выращивающих пальмовое масло (SPKS), за апрель 2024 года изложены потенциальные сценарии достижения правительством целей в области биотоплива. Было обнаружено, что международный и внутренний спрос на пальмовое масло для всех целей достигнет 67,1 миллиона метрических тонн (мт) в 2042 году, если биодизельная смесь останется на нынешнем уровне B35 до тех пор. Но если правительство реализует B50 в 2025 году –, самый агрессивный сценарий, прогнозируемый в отчете, и тот, к которому Прабово стремится, спрос на пальмовое масло увеличится до 75,63 миллиона тонн к 2042 году, отмечается в докладе.
“Текущее производство не сократит его для будущих нужд, ” говорит Iqbal. “Индонезия будет вынуждена открыть [вверх] больше лесов для производства большего количества сырого пальмового масла.”
В анализе также говорится, что в сценарии, где B50 будет принят в следующем году, потенциал вырубки лесов превысит 1,5 миллиона гектаров к 2039 году.
“Наши расчеты по-прежнему консервативны, даже в агрессивном сценарии, ” Damanik добавляет.
Вырубка лесов для плантаций пальмового масла на Калимантане в 2015 году (Изображение: © Ulet Ifansasti /Greenpeace)
На концессиях плантаций масличных пальм, которые в основном находятся на островах Папуа и Калимантан, находится около 3,4 миллиона гектаров спящих лесов, и “первыми территориями, которые пострадают от разрушения, будут [эти] оставшиеся [леса] в концессиях”, отметил Даманик.
Катра де Туарс, заместитель председателя по продвижению и коммуникации Индонезийской ассоциации производителей биотоплива (Aprobi), заявила, что инфраструктура страны готова к внедрению более высоких смесей биодизеля и что она “поддержит правительство, решит ли оно пойти [с] B40 или B50,” сказал он. “Но если смесь достигнет B50, необходимы дополнительные производственные мощности.”
Вице-председатель отдела исследований и технологий компании Aprobi Джамми Б.М. Синага также заявил на энергетическом форуме в августе, что 20 млн килолитров годовой биодизельной мощности Индонезии по-прежнему достаточно для увеличения биодизельной смеси до B40, испытание которой разворачивается поэтапно.
Климатические цели под угрозой?
Преобразование леса в плантации масличных пальм может снизить запасы углерода и вызвать другие последствия, такие как хранение подземных вод, предотвращение эрозии и сохранение биоразнообразия, отмечает Шахназ Нур Фирдауси, аналитик по энергетике и климату в Институте реформы основных услуг (IESR).
Кроме того, расчистка лесных массивов путем сжигания, чтобы освободить место для плантаций, приводит к выбросу значительного количества углекислого газа в окружающую среду, что “затруднит Индонезию достижение своих климатических целей”, добавляет она.
Биодизель не очень-то вносит большой вклад в экономику Индонезии, только [приносит пользу] компаниям, производящим пальмовое масло
В 2022 году Индонезия обнародовала свое новейшее климатическое обещание — расширенный определяемый на национальном уровне вклад (NDC). Он отмечает, что отрасль землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ) является одним из основных источников выбросов в Индонезии. В 2019 году на отрасль пришлось чуть более половины выбросов страны (50,13%), включая торфяные пожары, за ней следовали энергетика (34,49%), отходы (6,52%), промышленная деятельность и потребление продукции (3,15%). Индонезия стремится к тому, чтобы к 2030 году секвестрация углерода в секторе лесного хозяйства и других видов землепользования (FOLU) была на “выше или, по крайней мере, равна ее общим выбросам”.
В усиленном НДЦ страны биодизель становится одной из стратегий сокращения выбросов, особенно со стороны энергетического сектора. Однако принятие политики в области биодизельного топлива для достижения таких целей может иметь неприятные последствия. Исследование 2017 года пришло к выводу, что политика в области биодизельного топлива не дает никаких чистых климатических выгод, главным образом из-за высоких выбросов, связанных с повышенным давлением на расширение производства пальмового масла.
Он отметил, что, игнорируя углеродную стоимость землепользования, чистая углеродная выгода от биодизеля составляет пять-семь тонн углекислого газа на гектар в год. Однако, принимая во внимание землепользование, “в случае, если биодизельное топливо из пальмового масла поступило с новой плантации на ранее засаженных лесом торфяниках, вместо экономии углерода произойдет резкое увеличение предполагаемых чистых выбросов на 120 тонн углекислого газа на гектар. в год”.
Фиорентина Рефани, научный сотрудник Центра экономических исследований и права (Селиос), говорит, что Индонезия должна ввести постоянный мораторий на пальмовое масло, чтобы защитить оставшиеся леса от риска расчистки земель и вырубки лесов.
В исследовании Celios, которое еще не было опубликовано, но которое видел Dialogue Earth, отмечается, что политика моратория, наряду с пересадкой лесов, приведет к экономическому производству в размере 27,3 триллиона индонезийских рупий к 2045 году, в то время как отсутствие моратория приведет к потеря 27,9 триллиона индонезийских рупий. “Правительству все еще необходимо дать стимулы для этой программы; биодизель на самом деле не вносит большого вклада в экономику Индонезии, а только [приносит пользу] компаниям по производству пальмового масла, ” Фиорентина говорит, добавляя, что Индонезия должна вернуть мораторий, который действовал с 2018 по 2021 год.
Сосредоточьтесь на основной проблеме
Руководитель исследований IESR Радитья Юдха Виранегара признает, что использование биодизеля означает, что выбросы угарного газа и твердых частиц в автомобилях могут быть уменьшены, отмечая, что текущий анализ института показал сокращение выбросов на 15% при использовании B30 по сравнению с бензином. “Но мы также должны рассматривать выбросы целостно, от верхнего до нижнего течения,” говорит он, подчеркивая, что биодизель не может быть долгосрочным решением для сокращения выбросов в энергетической отрасли.
Радитья предлагает вместо этого правительству сконцентрироваться на развитии солнечной энергетики и постепенно отказаться от угольных электростанций.
Между тем, Шахназ говорит, что предотвращение лесных пожаров по любой причине будет наиболее важным способом снижения выбросов в секторе ЗИЗЛХ – крупнейшего источника выбросов в Индонезии. После этого усилия по лесовосстановлению и облесению должны продолжаться, добавляет она.
Сайидатиихаяа Афра, политический исследователь Сатья Буми, группы гражданского общества, занимающейся защитой окружающей среды, говорит, что биодизель “является движущей силой вырубки лесов, и если цель по смешиванию будет продолжать расти, это, безусловно, станет неудачей для климатических усилий Индонезии”.
Икбал из Greenpeace Indonesia добавляет: “Учитывая риски для климата и окружающей среды, биодизельная смесь Индонезии должна остановиться на B35.”
+ There are no comments
Add yours